ГлавнаяПолезные статьиЧто нужно знать при покупке б/у автокрана

Что нужно знать при покупке б/у автокрана

     Нет ничего удивительного в том, что в результате мировой рецессии вырос интерес к бывшей в эксплуатации спецтехнике. Покупают ее и при необходимости вписаться в ограниченные рамки выделенного бюджета, и при выполнении локальных строительных задач. Наибольшим спросом пользуются отечественные автокраны, которые дешевле импортных и широко представлены на отечественном рынке.

     Итак, решение о покупке б/у техники принято — что дальше? А дальше естественное желание владельца бизнеса выбрать не «убитую» рабочую лошадку, а технику, способную не только выполнить поставленную задачу, под которую она приобретается, но и вернуть вложенные в покупку средства, плюс получить прибыль. 

     Реклама пестрит объявлениями о продаже техники в «идеальном» (как минимум, хорошем) рабочем состоянии, но необходимо помнить: специальную технику редко продают, из-за того что на рынке появилась более новая модель с климат-контролем и парктроником. Причина, как правило, в неудовлетворительном техническом состоянии машины и уж потом в финансовых проблемах владельца и его бизнеса. Чтобы не совершить ошибку и не приобрести технику с дефектами, требующими вложений в ремонт, при покупке внимательно слушаем продавца, но доверяем только себе — своим знаниям и умению оценить истинное состояние приглянувшегося автокрана. При этом помним непреклонную для российского автопрома истину: вся новая техника требует, как минимум, полной протяжки, приработки узлов и механизмов. Как правило, за гарантийный период эксплуатации выявляются все проблемы сборки, которые постепенно устраняются. К двум годам эксплуатации, при условии соблюдения требований по обслуживанию, автокран становится полноценной рабочей машиной, которую можно эксплуатировать со 100%-й нагрузкой. Именно такие машины и представляют наибольший интерес на вторичном рынке. 

      Перво-наперво

     Прежде чем приняться за диагностику «железа», необходимо проверить документы автокрана. Так, паспорт технического средства (ПТС) расскажет все о его прежних владельцах, сроках эксплуатации в конкретной компании и проведенных капитальных ремонтах. Если ПТС — «Дубликат», не исключено, что машина побывала в серьезном ДТП или даже числится в угоне. Если за короткий срок кран поменял нескольких владельцев — дело не чисто: без веской причины рабочий инструмент не пускают по рукам. Если шасси находится в эксплуатации всего один-два года, нужно попросить предъявить сервисную книжку на него, проверить, как выполнялось плановое ТО, был или нет гарантийный ремонт — замена узлов, агрегатов в обязательном порядке фиксируется в специальном разделе сервисной книжки. В случае когда продается «почти новая», то есть с минимальным пробегом, машина, необходимо визуально, по характерным признакам, проверить, было ли проведено ее техническое обслуживание (ТО). Посмотрите на гайки крепления клапанных крышек (регулировка тепловых зазоров), гайки крепления колес (проверка наличия смазки в ступицах колес и регулировка подшипников), крепления коробки перемены передач (подтяжка крепления агрегатов) — не сколота ли заводская краска: если гайки не отворачивались, соответственно, техническое обслуживание автомобиля не проводилось. 

     О гарантийных обязательствах завода-производителя, разумеется, можно забыть. Продавец техники претензии у вас не примет. Идем дальше. Замена номерных агрегатов (рама, кабина, ДВС, КПП, балансирная тележка и др.) обязательно отображается соответствующей записью в ПТС. Если такая запись имеет место быть, возможно, автомобиль побывал в серьезном ДТП. При этом в случае, когда восстановление после аварии проводилось в аттестованном или специализированном центре, поводов для отказа от покупки автокрана нет. Главное, чтобы у продавца на руках были акты выполненных работ и гарантийные обязательства сервисного центра, производившего ремонт. Проверить подлинность документов можно звонком в ремонтную организацию (в акте выполненных работ или заказ-наряде будут указаны ее реквизиты и телефон), заодно уточните о наличии возможных ограничений по эксплуатации автокрана. Если автомобиль восстановлен в «сарае», документы о проведенном ремонте написаны от руки — вам предлагают кота в мешке: серьезный сервисный центр «от руки» документы не оформляет. Особое внимание уделяем документам крановой установки. Она так же, как и шасси, имеет свой паспорт и сервисную книжку крановой установки, наличие в которой отметок о проведении плановых ТО — хороший знак, а отметка Горгостехнадзора о пуске в эксплуатацию — показатель ответственности владельца техники и законности эксплуатации автокрана. Если этого нет, то обслуживание крановой установки наверняка не проводилось.

     Об истинной наработке крановой установки, режимах, в которых она работала, перегрузах лучше всего расскажет прибор безопасности ОНК. Для того чтобы считать информацию, необходимо обратиться в ближайший сервисный центр конкретной марки крана или вызвать к месту его базирования технического специалиста с диагностическим оборудованием. Заметим, что прибор ОНК хранит в памяти, также данные по его несанкционированному отключению или блокировке, что означает эксплуатацию машины с перегрузом или в недопустимых режимах.

     Крюковая подвеска должна быть исправной. Трещины не допускаются Осмотр зеркала гидроцилиндров на наличие задиров обязателен! Гайка крепления оси стрелы к поворотной раме не затянута

     Осмотр крановой установки начинаем с кабины крановщика. Внешних дефектов на ней быть не должно, дверь должна прилегать равномерно, а зазоры по проему одинаковые. Теперь внимательно оцените пространственную ориентацию кабины, которая должна стоять ровно, без перекосов.
     Гидравлику крана осматриваем в следующей последовательности:
     1) Гидравлические цилиндры системы вывешивания (аутригеры) не должны иметь следов течи масла, а при задвинутых штоках опоры не должны провисать. 
     2) Гидроцилиндр подъема стрелы должен быть чистым, подтекание масла говорит об износе уплотнительных манжет или штока. 
     3) Осматриваем нижнюю полость стрелы с задней части. Ищем подтеки масла из гидравлического цилиндра выдвижения стрелы и ее секций. Тщательно проверяем, где это возможно, наличие задиров и царапин на зеркале штоков. 
      4) Осматриваем нижний гидрораспределитель на предмет подтекания масла.

     Особое внимание уделяем состоянию рукавов высокого давления (РВД), на которых не должно быть трещин. Любые подтекания масла по штуцерам и местам их соединений с агрегатами гидросистемы — повод проведения более детальной диагностики. Чтобы удостовериться в отсутствии перетечек в гидроцилиндрах, гидрораспределителях, а также выявить просадку гидрозамков, необходимо вывесить кран на опорах и нанести на зеркало штоков метки любой рабочей смазкой. Во время проверки работоспособности крановой установки путем поочередного выполнения всех крановых операций метки должны оставаться на прежних местах относительно корпусов цилиндров. Попутно контролируем температуру рабочей жидкости в гидробаке. Она не должна превышать 70 градусов Цельсия. Превышение этого значения говорит о серьезных проблемах с гидроаппаратурой и вложениях в ее ремонт.

     В «Черном ящике» автокрана хранится информация о его эксплуатации Не допустимо подтекание масла в нижнем гидрораспределителе Контролируем температуру рабочей жидкости в гидробаке

     Далее осматриваем металлоконструкцию нижней рамы на наличие деформаций. Сварные швы должны быть ровными. Осматривая стремянки крепления крановой установки к раме шасси, проверяем, не сместились ли они относительно друг друга. Целостность каната проверяем на полном вылете стрелы. Опустив крюковую подвеску, задвигаем поочередно секции стрелы, при этом следим, как ложится на барабан канат. Наличие на нем обрывов, смятия, коррозии, прочих механических повреждений не допускаются. Проверка тормозных лент грузовой лебедки и механизма поворота заключается в измерении их остаточной толщины. Минимально допустимая толщина указывается в технической документации, прилагаемой к автокрану. Внимательно осмотрите ось крепления стрелы к поворотной раме — наличие люфта или деформация грозит серьезным ремонтом, а прослабленная гайка крепления оси свидетельствует об износе втулок оси. В момент поворота крановой установки посторонние шумы, неравномерность движения опорно-поворотного устройства (ОПУ) и вращающегося соединения не допустимы, как и неполноценное (не всей шириной зуба) зацепление редуктора поворота с шестерней ОПУ. При этом шестерня ОПУ должна быть обязательно смазана. В завершении стоит замерить с помощью секундомера скорость подъема/опускания груза, сравнивая ее с паспортной скоростью.

Заказать звонок