Довольно часто при эксплуатации автокрана и другой специальной дорожной техники приходится сталкиваться с такой неисправностью, как поломка коробки отбора мощности.
В подавляющем большинстве случаев поломка КОМа происходит в результате неправильной эксплуатации или неправильной её установки на автокран. Наиболее распространенные ошибки при монтаже и эксплуатации коробок отбора мощности:
- Установка коробки отбора мощности без регулирующих прокладок, обеспечивающих зазор в зацеплении шестерен. По данной причине КОМ быстро выходят из строя, ввиду износа и поломки зубчатых колес и других сопутствующих деталей. Установка коробки отбора мощности с увеличенным зазором приводит к повышенному шуму в работе и быстрому износу зубчатых колес.
- Нужно обратить внимание на давление воздуха в пневмосистеме. Оно должно быть не ниже 0.6 МПа. Недопустимы утечки воздуха. Низкое давление воздуха вызывает неполное включение КОМа и как следствие быстрый износ шестерней.
- Также к поломке коробки отбора мощности может привести неисправность других элементов привода гидронасоса автокрана, а именно: карданный вал, основной гидронасос или пневмораспределитель включения КОМа.
- Очень частой причиной поломки коробки отбора мощности является невнимательность машинистов автокранов, не отключающих КОМ после окончания работ. При передвижении автокрана с не включенным КОМом.
Самое главное при установке любой коробки отбора мощности - обеспечить зазор в зацеплении зубчатых колес КПП и КОМа, поскольку КОМ, устанавливаемый с натягом (то есть без регулирующих прокладок) или с недостаточным их количеством быстро выходит из строя по причине разрушения подшипников или зубчатых колес.
Установка Ккоробки отбора мощности с повышенным зазором также приводит к увеличению шума в работе и быстрому износу зубчатых колес. Для того, чтобы правильно определить необходимую толщину прокладок необходимо установить КОМ на шпильки монтажного окна (плоскость примыкания при этом должна быть очищена от грязи и остатков старой прокладки), затем плотно прижать КОМ и замерять зазор в примыкании при помощи набора щупов.
Например, величина замеренного зазора составила 1,2 мм, при таком случае следует необходимую толщину прокладок увеличить на 0,4-0,6 мм., это позволит скомпенсировать обжатие прокладок и обеспечить необходимый зазор в зацеплении зубчатых колес. Для установки берем регулирующие прокладки толщиной 1мм и 0.6мм, что на 0.4мм больше, замеренного зазора.
Очень редко, но все же встречаются случаи, когда коробка отбора мощности плотно прилегает к установочной плоскости и зазор в примыкании отсутствует. В таких случаях рекомендуется использовать прокладку минимальной толщины - 0.4мм.
Далее устанавливается коробка отбора мощности с прокладками на свое место, заворачиваются и протягиваются гайки крепежа. Подключается трубка подачи сжатого воздуха, провод на датчик включения КОМа и присоединяется карданый вал.